Вместо игры — ведущего типа деятельности у дошколят — пришла учеба в школе и дома. Ребенок подолгу сидит за партой, потом выполняет домашние задания. И как-то так получается, что очень быстро учеба превращается во что-то неприятное, рутинное, причем как для ученика, так и для родителей. Как же этого избежать и выработать удобный распорядок дня ребенка в школе?
Когда вы приступаете к домашним заданиям, не забывайте, что малыш уже устал, ведь половину своего дня он провел, занимаясь. Именно поэтому школьника нелегко „собрать”, ему хочется отдохнуть и отвлечься, а не возвращаться снова к прописям и букварям.
Не менее трудно и взрослым, на плечи которых возложен груз ответственности по подготовке домашних заданий. И очень часто ребенок понимает, что рядом его любимая мама (папа, бабушка), которая обязательно поможет ему, а при необходимости и за него решит сложную задачку. Здесь очень легко бывает нам, таким заботливым родителям, перейти ту грань, когда мы уже перестаем помогать ребенку и начинаем делать что-либо вместо него. И вот мы уже хватаемся за голову, устав от бесконечного сидения за уроками, жалуемся на то, что ребенок рассеян, не может делать уроки сам, постоянно что-то теряет, отвлекается, не доделывает и в конечном итоге воспринимает домашнее задание как наказание… И если в первом классе в силу меньшего объема учебного материала удается справляться с „невыносимыми” требованиями учителей, то дальше гораздо сложнее. Уроки делаем все дольше, спим все меньше.
Распорядок дня ребенка: все дело в подходе
Безусловно, можно самонадеянно ожидать, что количество времени, затраченного на выполнение домашних заданий, когда-нибудь перетечет в качество, но ведь куда эффективнее начать применять ряд правил-принципов, которые помогут вам и вашему ребенку не только продуктивно выполнять домашние задания, но и выработать правильный подход к собственному труду, развив в ребенке навыки самостоятельности в лучших ее проявлениях. В итоге это поможет создать удобный распорядок дня ребенка.
Время.
Сразу после возвращения из школы не стоит садиться за уроки. Пусть малыш пообедает, отдохнет (15–20 минут просто полежит с закрытыми глазами, если не хочет спать), поиграет, пособирает конструктор. Идеально включить в распорядок дня ребенка небольшую прогулку. Ребенку нужно отвлечься от учебного процесса, чтобы с новой силой в него включиться. Лучше садиться за уроки в одно то же время, так чтобы это стало частью ежедневного режима дня.
Организация пространства.
Письменный стол разместите вблизи от окна (однако не стоит забывать, что подход к окну лучше оставить свободным). Настольная лампа устанавливается в левом дальнем углу стола, но (!), если ребенок левша, свет на рабочую поверхность стола должен падать справа, и в таком случае настольная лампа устанавливается в правом углу.
Стол должен быть достаточно высок, чтобы ребенок, сидящий за ним, не сутулился, чтобы держал спину ровно. Постарайтесь убрать со стола „лишние” предметы. Они будут только отвлекать ребенка от основного дела.
Распорядок дня ребенка: работаем вместе
Задача родителей — обучить чадо ответственно и самостоятельно относиться к заданиям, полученным в школе.
Распорядок дня ребенка: самоорганизация
Предложите ребенку заглянуть в дневник и назвать уроки, которые надо сделать. Малыш, проговаривая вслух, оценивает сложность и объем заданий по предметам и планирует (сначала с вашей помощью), с чего он начнет и чем закончит. Так маленький ученик научится выстраивать, планировать свою деятельность. А это — важнейший навык в любом виде деятельности. С этим же связан и вопрос отношения ко времени. Вместе определите и озвучьте то количество времени, которое требуется на выполнение каждого задания. Побуждайте малыша следить за временем (часы-будильник можно поставить рядом), не пугая его, не подгоняя, а именно „побуждая” поглядывать на движущиеся стрелки.
Распорядок дня ребенка: самостоятельность
„Помогать, а не выполнять за…” Следующий этап — дать ребенку возможность самому приступить к выполнению заданий. Если малыш отказывается работать один, отвлекается, останьтесь в комнате с ним. Но при этом объясните, что вы готовы оказать помощь, когда понадобится, но сначала пусть попробует сам. Не начинайте помогать, пока вас об этом не попросили. С самого первого дня дайте понять школьнику, что ваша задача — помогать, а не делать за него учебные задания. Помощь — это проверка, пояснение.
Распорядок дня ребенка: „переменки”
“Мы немножко отдохнем и опять писать начнем”. Распорядок дня ребенка должен включать паузы после выполнения каждого урока, 10-минутный перерыв — предложите малышу попить чаю, посидеть с закрытыми глазами, сделать упражнения из серии дыхательной гимнастики. Энергетически „заряжает” ребенка нехитрая процедура растирания ладошек друг о друга до ощущения теплоты. Предложите малышу выпить стакан воды в перерывах между выполнением уроков
Исследователи подтвердили, что вода необходима для правильного функционирования мозга. Недостаток жидкости может обернуться снижением уровня концентрации внимания, усталостью. Отдельно заметим, что распорядок дня ребенка не должен включать просмотр мультфильмов и компьютерные игры — это дополнительная нагрузка на детскую нервную систему. Посему подумайте, отдохнет ли ваше чадо за просмотром мультика или еще больше устанет. Переключение-то, конечно, произойдет, но не конструктивное, а, наоборот, утомляющее и возбуждающее нервную систему.
Распорядок дня ребенка: порядок время бережет
По окончании выполнения уроков попросите маленького труженика собрать портфель к следующему учебному дню (планирование!), а также убрать рабочее место. Учите ребенка тому, что порядок в голове и порядок вокруг него самого тесно связаны. Одного без другого не бывает. Да и заранее собранный портфель поможет избежать излишней суеты в утренние часы. Как гласит народная мудрость, „Порядок время бережет”.
Бесспорно, понадобятся усилия, чтобы отработать этот сценарий и организовать удобный распорядок дня ребенка. Настройтесь на то, что ребенок не сразу осознает ответственность за выполнение домашних заданий. Вы же своими действиями поможете ему сформировать оптимальную модель их выполнения. Есть хорошее славянское слово „прививать”, одно из значений которого — „приспосабливать к местным условиям”. Кто же, как не мы, родители, приспособит малыша к новым условиям труда, привьет ребенку правильное, ответственное отношение к домашним заданиям? Какой бы сложной и перенасыщенной ни была нынешняя школьная программа, старайтесь не подавлять, а, напротив, развивать в ребенке самостоятельность и самоорганизацию, создавая для роста благоприятные условия.