В процессе взросления дети проживают определённые изменения в связи со сменой стадий развития. Не удивляйтесь, если в возрасте 1 года ребёнок без проблем делился игрушками с другими детьми, а к 3 годам вдруг стал жадиной. Это обычное явление. Как только ребёнок начинает осознавать себя и отделять от других людей, у него появляется закономерное желание к личной собственности. Не стоит принуждать малыша чрез силу делиться с другими детьми своими любимыми игрушками. Лучше попробуйте продемонстрировать ребёнку положительные моменты совместной игры или обмена, и тогда и конфликт на детской площадке пойдёт на убыль.
Межличностное взаимодействие.
Маленькие дети ещё не знают и не понимают, как правильно взаимодействовать с другими людьми. Малыши нетерпимы к ограничениям, не понимают, зачем им поддерживать нормальные отношения с другими детьми на площадке, плохо воспринимают замечания мамы. В этом случае нужно дать возможность конфликту дойти до естественного завершения. Опыт, полученный на собственных ошибках, — самый ценный. Поэтому, если ваш малыш разломал чей-то куличик — не спешите вмешиваться. Урок будет усвоен и такое больше не повторится.
Сломанная игрушка.
Учите малыша брать с собой на детскую площадку только те игрушки, которые не жалко потерять или сломать. Любимую куклу или дорогую машинку лучше оставить дома. Если же ваш малыш сломал чью-то игрушку, предложите родителям замену или возьмите её в починку. Дайте понять ребёнку, что такое может случиться с каждым и не стоит из-за этого раздувать конфликт.
Если конфликт детей уже перерос в стычку, нужно подойти и сделать следующее:
прикоснуться руками к конфликтующим;
поочерёдно и не перебивая, дать возможность каждой стороне высказаться о произошедшем;
предложить вместе найти решение конфликта;
если согласие не достигается, устранить причину конфликта (развести детей в разные стороны площадки, забрать причинную игрушку).
Можно ли делать замечания другим детям?
Все дети разные, так как методы воспитания в каждой семье свои. Если другой ребёнок мешает вашему кататься с горки, не хочет уступать качели или отбирает игрушки, нельзя лезть с поучениями и навешивать ярлыки. Задача родителя — организовать детскую игру, а не выяснять, кто прав, кто виноват. Подойдите к обидчику и предложите сценарий игры или установите очерёдность катания. Дети нормально относятся к участию взрослых в игре. Другое дело, если чужой ребёнок хулиганит, продолжает намеренно обижать других. Вежливо, но твёрдо скажите, что бить и толкать своего сына или дочь вы не позволите никому, обратитесь к родителям зачинщика конфликта и попросите их вмешаться в ситуацию. Если это не помогает, то лучше уйти на другую площадку.
Допустимо ли делать замечания родителям?
Если вы видите, что другая мама применяет недопустимые методы воспитания (кричит на ребёнка, обзывает, бьёт), максимум, что вы можете сделать, это попытаться отвлечь детей совместной игрой. Любые замечания родители воспринимают в штыки, что приводит к ещё большему обострению ситуации и совсем не помогает ребёнку. Более половины замечаний на улице делается напоказ, из страха осуждения окружающими за недостаточно строгое воспитание своего чада.
Если вы хотите помочь, подойдите к маме и заведите нейтральную беседу о трудностях воспитания ребёнка, которое на самом деле требует много сил и нервов. Когда мама поймёт, что вы настроены дружелюбно, уйдёт напряжение и агрессия, появится возможность донести до неё, что поведение родителя всегда является образцом для подражания.
Даже если не удастся применить сразу на практике предложенные рекомендации, не нужно расстраиваться. Главное — двигаться в правильном направлении и всё получится.